Калачакра (Колесо Времени или Колесо Закона)
есть Учение, приписываемое различным Владыкам Шамбалы. Учение
это можно найти вкрапленным во всех философских системах и учениях
Индии. Особенно развито в Тибете. Но
в действительности Учение это есть Великое Откровение, принесённое
человечеству Владыками Пламени, или Сынами Разума (которые и
были и есть Владыки Шамбалы), на заре его сознательной эволюции
в третьей расе четвёртого круга Земли.
(Письма Елены Рерих. I, 5. 3. 35. § 211 [Мир
Огненный, ч. I])
КАЛАЧАКРА (Каlaсhаkra). Калачакра (санскр.
букв. "Колесо времени": кала - время, чакра
- колесо, круг) - название одной из пяти систем, включенных
в Ануттара-йога-тантру. По преданию, учение Калачакра возникло
в мифическом государстве Шамбхала и в XI в.
проникло в Тибет благодаря пандите Соманатхе. Тибетский
термин DUS-'KHOR (DUS-кала, 'КНОR-чакра) наглядно иллюстрирует
типичный пример калькирования - распространенного в тибетской
переводческой традиции способа заимствования иноязычных сложных
слов не путем фонетической адаптации, а буквального перевода
их частей.
...Эзотерическая (или внутренняя,
скрытая, тайная) страница доктрины Калачакра передавалась непосредственно
от наставника к ученику. Внешнюю же, открытую (экзотерическую)
страницу учения представляет многочисленная комментаторская
литература, предназначавшаяся как для пропаганды самой доктрины,
так и для распространения среди верующих поверхностных знаний
и рекомендаций в ритуально-обрядовой практике.
... Время возникновения Калачакры тибетская
хронологическая традиция относит к 878 г. до н. э. (год Воды
- Овцы) и связывает с проповедью этой доктрины Буддой Шакьямуни царю Шамбхалы Чандрабхадре. Эта дата очень важна, поскольку
является базовой в системе летоисчисления, закрепившейся в трудах
известных тибетских историков и астрономов. Она определила другую,
не менее важную датировку - отнесение времени жизни Будды Шакьямуни
к 915 - 834 (835) гг. до н. э. Все эти даты необходимо учитывать,
сталкиваясь с хронологическими привязками к ним других событий,
имевших место до 1027 г., когда был введён шестидесятилетний
цикл времяисчисления.
...История первой проповеди доктрины Калачакра Буддой Шакьямуни хорошо известна. Еще Чома де Кёрёши
приводит ее в своей "Тибетской грамматике" на с. 192,
и поэтому нет необходимости повторять ее здесь. Кхайдуб-чжэ
в своем комментарии ('GREL-СНЕN) приводит несколько версий первой
проповеди доктрины Калачакра Буддой. Конечно же, в их различиях
отразились разные традиции, бытовавшие в Индии и Тибете. В каждой
из них сцена первой проповеди Калачакры локализуется у великой
ступы Шри-Дханьякатака. Краткий комментарий ('GREL-CHEN, vol.
18), написанный Ачалагарбхой, свидетельствует о том,
что учение происходило из Шамбхалы,
и что царь Сучандра слушал ее у Шри-Дханьякатаки. Ньимабал-Ешей
(NYI-МА-DPAL YЕ-SHES) в своем комментарии ('GRЕL-СНЕN, vol.
18) утверждает, что Будда проповедовал доктрину собранию, желавшему
получить наставления в различных тантрах. Согласно традициям,
предлагаемым в своих сочинениях Ра-лоцзавой и Бро-лоцзавой,
Будда проповедовал учение у Шри-Дханьякатаки в год своего ухода
из жизни. Тем не менее Кхайдуб-чжэ отзывается об этом
утверждении как неверном и потому не заслуживающем внимания
('GREL-СНЕN, vol. 18). Согласно ему ('GRЕL-СНЕN, vol. 19), верна
та традиция, что повествует о первой проповеди доктрины "Колеса
Времени" Буддой близ ступы Шри-Дханьякатака после Его Наивысшего
Просветления. Сучандра же, владыка Шамбхалы,
чудодейственным образом прибыл к месту проповеди в сопровождении
царей девяноста шести провинций Шамбхалы и
множества бодхисаттв, дэвов и асуров. Сучандре, по
мнению Кхайдуб-чжэ, и принадлежит авторство первой
Калачакрамулатантры. Ему также приписывают изложение сокращенного
варианга Мулатантры и составление комментария в 60000 шлок.
Перед смертью Сучандра посвятил в таинство проповеди
доктрины Калачакра своего сына LHA'I DВАNG-РНYUG,
и с тех пор учение передавалось каждому последующему владыке
Шамбхалы.
...Важность системы Калачакра (Каlacаkra)
в религиозной жизни Тибета очевидна из наличия многочисленной
литературы, посвящённой системе, и того мощного влияния, которое
она оказала своим учением на буддийский мир Центральной Азии.
Большинство крупных монастырских учреждений в Тибете и
Монголии наставляют своих адептов в этой чрезвычайно сложной
системе мистицизма. Многие из этих учреждений имеют специальные
факультеты, предназначенные для изучения системы Калачакра (например,
Калачакра-дацан или DUS-'KHOR-GUY GRWATSHANG монастыря Ташилхунпо
в Шигацзе, одноименный дацан, основанный в 1825 г. при монастыре
Гумбум в Ганьсу (Kansu).
Программа обучения в этих школах в основном
сходна с программой тантристских факультетов (RGYUD-KYI GRWA-TSANG).
Она включает трех-четырехлетний курс обучения, в течение которого
монах-студент обретает твердые знания четырех основных тантристских
систем. В дополнение к ним адепты Калачакра-дацанов должны овладеть
всеми сложностями индийской астрономии и астрологии и получить
основательные знания санскрита (хотя сегодня и редко встречаются
монахи, которые хорошо им владеют, но не следует думать, что
они совсем перевелись.
Система Калачакра принадлежит к Ануттара-Йога тантре
(тиб. RNAL-'BYOR BLA-MED RGYUD) - наивысшей из четырех тантр
(в системах тантризма. - Н. Ш.). Остальные системы Ануттаратантры
следующие (тиб./санскр.):
- GSANG-'DUS / Гухьясамаджа;
- ВDЕ-МСНОG / Самвара;
- РНYАG-RDOR / Ваджрапани;
- JIGS-BYED / Ямантака.
Каждая из них соответственно названа именем почитаемого в ней
идама (YI-DАМ) или божества-покровителя.
Монахи тантристских дацанов отличаются
аскетическим образом жизни и суровостью послушничества. Прежде
чем быть допущенным к обучению в тантристский дацан, студент
должен провести несколько лет в стенах монастыря, часто при
другом факультете, после чего он должен быть специально рекомендован
настоятелю тантристского дацана.
Обширная литература по системе Калачакра
написана в тантристском стиле, изобилует специальными тантристскими
терминами и аллегорическими выражениями, тайное значение которых
известно только посвященным. Эзотерический характер системы,
ее глубокий символизм, трудность в приобретении текстов Калачакры
и комментариев к ним до сих пор препятствуют учёным проникнуть
в тайны её доктрин. Тем не менее эта литература чрезвычайно
важна для изучения буддизма Центральной Азии, по поводу чего
справедливо заметил д-р Бертольд Лауфер (Berthold Laufer):
"Больший прогресс в изучении Центральной Азии был бы достигнут,
если бы предложенное мною 6 лет назад (Т'oung Рао, 1907, р.
407) было осуществлено, поскольку эта литература таит ключ к
пониманию многих проблем, с которыми мы теперь сталкиваемся
в этой области" (Laufer, Т'оung Рао, 1913, р. 590). Для
верного понимания этой чрезвычайно специфической литературы
необходимо знание тантристской терминологии в индийской системе
астрономии и астрологии. В целом же вопрос системы Калачакра
тесно связан с проблемой происхождения тибетского шестидесятилетнего
цикла, а также с проблемой Шамбхалы, загадочной
страны, откуда эта система проникла в Индию во второй половине
Х в.
Кроме нескольких работ по системе Калачакра,
включенных в Канджур и Танджур, существовал,
говорят, целый ряд сокращенных версий и комментариев Калачакрамулатантры,
авторство которых приписывалось различным правителям Шамбхалы.
Эти работы имели хождение в Индии в течение первых столетий
распространения системы в Центральной Индии и Тибете, и более
поздние комментаторы Калачакрамулатантры опирались в своих трудах
как раз на те комментарии, родиной которых считалась Шамбхала.
(Существует по крайней мере один текст в Канджуре, который считается
переводом рукописи из Шамбхалы на тибетский
язык. Текст озаглавлен "Бхагаван-Ваджрапанигухьябхидешатантрараджа",
ср.: Весkh: Н. Verzeichnis der Tibetishen Handschriften, р.
88).
...Большинство тибетских исторических сочинений типа чойчжун
(СНОS-'ВYUNG) содержат главы доктрины Калачакра, изобилующие
сведениями о ее распространении в Индии и Тибете. В прошлом
великие авторитеты в буддийской иерархии Тибета и Монголии занимались
составлением комментариев на Калачакратантрараджу, которые особенно
важны для правильного понимания самой доктрины. Конечно, большинство
чойчжунов или историй религий исчезли к настоящему времени,
но многие из этих произведений до сих пор сохранились в Тибете,
однако ни одно из них еще не переведено. Таким образом, перед
учеными стоит чрезвычайно трудная задача проникновения в тайны
этой Saneta Sanctorum северного буддизма.
Великий тибетский историк Будон-Ринчендуб (BU-STON
RIN-CHEN-GRUB, 1290 - 1364), написавший знаменитый исторический
труд "BDE-BAR GSHESS-PA'I GSAL-BYED CHOSKYI 'BYUNG-GNAS
GSUNG-RAB RIN-POCHE MDZOD" (1322), известен как автор комментария
Калачакратантрараджи и блестящий проповедник учения.
В начале своей деятельности он следовал (духовной) традиции
Ра-лоцзавы (RWA-LOTSABA, XI в.), но позже стал преемником
традиции Бро-лоцзавы ('BROLOTSABA, XI в.), ученика
и соратника Соманатхи. Перевод "Истории буддизма"
Бу дона (Бу тона) ныне опубликован д-ром Е. Обермиллером
(Part I, Heidelberg-Leipzig, 1931).
Вторым великим учеником Цзонхавы (TSONG-KHA-PA,
1357 - 1419) был Кхайдуб-Гэлэг-Балсанг (MKHAS-GRUB
DGE-LEGS DPAL-BZANG, 1385 - 1438), замечательный учёный и комментатор
доктрины Калачакра, наставления в которой он получил от самого
Цзонхавы. Ему принадлежит многотомный комментарий
Калачакры ('GREL-CHEN), завершенный в 1434 г. Последний
занимает значительную страницу его сумбума (GSUNG-'BUM), т.
е. собрания сочинений, изданного в Лхасе. Следует отметить,
что большинство последующих работ по Калачакре основывается
именно на этом комментарии. ...
Следующим важным источником по истории Калачакры
является сочинение "Дэбтэр-онбо"
(DEB-THER SNGON-PO) или "Голубые Анналы".
В этом историческом труде, который написал в 1478 г. Гой-лоцзава
Шоннубал ('GOS-LОТSАВА GSНОN-NU DРАL, 1392 - 1481), имеется
целый раздел (ТНА), посвященный истории распространения доктрины
Калачакра вплоть до XV в. (Известны три издания этой важной
работы, причем оригинальное издание погибло во время непальско-тибетской
войны 1791 г.; второе издание было предпринято в монастыре
KUN-BDE-СLING в Лхасе; третье - находится в (монастыре) ZORGE-GОМРА
близ огромного монастыря Лабран в Амдо.)
...Труд известного автора XVI в. Падма-Карпо ('ВRUG-РАDМА
DКАR-РО) "СНОS-'ВYUNG ВSТАN-РА'I РАDМА RGYАS-РА'I NYIN-ВYЕD"
содержит главу о распространении доктрины Калачакра в царстве
Шамбхала (см.: "СНОS'ВYUNG" бутанского
издания, л. 64 - 70) и главу о распространении учения в Тибете
(там же, л. 126 - 130)*
...Великий тибетский ученый Таранатха (KUN-DGA'
SNYING-РО, род. в 1575 г.) написал знаменитую "Историю
буддизма" ("RGYA-GAR СНОS-'ВYUNG") в
1608 г. (переведена на немецкий язык Шифнером и издана
в Петербурге в 1869 г.). Таранатха равно известен и
как автор отдельных работ по Калачакре, а также "путеводителей"
(КНRID-YIG).
...Важным источником в изучении системы Калачакра представляется
обширный комментарий к ней, автором которого
является панчен Лобсан-Чойчжи-Чжалцан (ВLО-ВZАNG СНОSКYI
RGYАL-МТSНАN, 1571 - 1663). Этот таши-лама написал четырёхтомный
сумбум, который был напечатан в Ташилхунпо.
"ВАIDURYA DКАR-РО" или "Белый Вайдурья"
(санскр. Вайдурья - название минерала), составленный
в 1687 г. тибетским регентом Санчжай-Чжамцо (SANG-RGYAS
RGYA-МТSНО), является трактатом по хронологии и астрономии и
включает краткое описание системы Калачакра, а также перечень
правителей Шамбхалы (л. 5 - 10 лхасского издания).
"DPAG-BSAM LJON-BZANG", изданный С.Ч. Дасом в
Калькутте в 1908 г. - сочинение SUМ-РА МКНАN-РО (род. в 1704
г.).
КLОNG-RDOL ВLА-МА NGАG-DBANG ВLО-ВZАNG (род. в 1719 г.)
в своем сумбуме дает краткое описание царства Шамбхалы
и распространения доктрины Калачакра (существует два издания
его двухтомного собрания сочинений, опубликованных в Лхасе и
Пекине).
--------------------------
* Шандор Чома де Кёрёши (J.А.S.В., vol
II, 1833, р. 57) перевел отрывок из чойчжуна Падма-Карпо,
автора многотомного сумбума, изданного в Бутане. Печатные доски
издания погибли во время пожара, поэтому эти книги чрезвычайно
редки.
(Юрий Николаевич Рерих "К изучению Калачакры")
|