СИМВОЛИЗМ, СИМВОЛЫ. Образное выражение идеи или мысли.

Изначальное письмо не имело букв, обычно символ выражал целую фразу или предложение. Символ, таким образом, есть записанное иносказание, а иносказание - устный символ. Например китайская письменность представляет собой ничто иное, как символическое письмо, каждый из нескольких тысяч знаков которого является символом.

(Е.П.Блаватская "Теософский словарь")


...Cуществовал универсальный тайный язык, на котором были написаны все Писания в мире, от Вед до "Откровения", от "Книги мертвых" до Деяний апостолов. Во всяком случае, один из этих ключей - цифровой и геометрический ключ к языковой мистерии - ныне обнаружен; и это, поистине, некий древний язык, который оставался сокрытым до наших дней, но свидетельств существования которого всегда было предостаточно, так как это может быть доказано при помощи неопровержимых математических демонстраций.

(Е.П.Блаватская "Эзотерическое христианство")


Символы необходимы для начертания Системы Эволюции мощи Мира. Символы явлены, как вехи роста сознания человечества земного. Символы становятся не нужны, когда сознание утвердилось на ступени усвоения Единства всего Сущего.

(Е.И.Рерих "Космологические записи")


Все пророчества писались символическим языком, потому нужно понимать, что некоторые обозначения не должны приниматься в буквальном их смысле.

(Письма Е.И.Рерих в Америку)


...Следует объяснить древнее пользование аллегорией и символизмом. Истина, заключающаяся в первой, должна была достигаться путем выводов; символ выражал какое-то абстрактное качество божества, которое миряне легко могли понять. Его высшему значению здесь ставился предел, и с этих пор впредь массы пользовались им как образом в идолопоклоннических обрядах. Но аллегорию приберегали для внутреннего святилища, когда допускались только избранные. Отсюда и ответ Иисуса, когда ученики спросили его, почему он говорит толпе притчами. "Вам, сказал он, дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано. Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то что он имеет."

(Е.П.Блаватская "Разоблаченная Изида", т.2)


Многогранность Сокровенного Языка привела к принятию самых разнообразных догм и обрядов в экзотерических церковных ритуалах. Именно, они лежат в основании большинства догм христианской церкви: например, семи Таинств, Св. Троицы, Воскресения, семи смертных грехов и семи добродетелей. Но Семь Ключей к Сокровенному Языку всегда хранились у высочайших Посвященных.

(Е.П.Блаватская "Тайная Доктрина", т.1)


Занимаясь изучением символизма, ученик, если он хочет добиться не одних только поверхностных знаний, должен стараться одновременно развивать силу концентрации. Он должен научиться улавливать и представлять себе идею или объект в целом по любой их составной части, и делать это мгновенно, иначе в случае интерпретации какой-нибудь идеи или сообщения он может упустить самый важный его аспект, заостряя свое внимание на интерпретации связующего или иного символа второстепенной важности. Понимая, что все проявленные вещи являются символами вечной истины, взяв любой объект и сосредоточив на нем свой ум сначала усилием и напряжением воли, а затем прекращением движений ума, можно услышать, как душа старается сообщить ему некоторые сокровенные истины относительно исследуемого предмета. Фактически сознание наблюдателя и предмет его наблюдений становятся тождественны, и личное эго начинает ощущать все то, что находится в сознании (или душе) объекта.

...Глубокое невежество подавляющего большинства людей и их неверие во все, что имеет отношение к символизму, удерживает мир от приобретения желаемых познаний и мощи. Все те науки, на которые многие исследователи потратили свои жизни, средства и силы, стремясь довести их до более высокого уровня, ясно обрисованы в таких символических изображениях. Эти же самые науки изучались в прошлых веках, были доведены до совершенства и изложены в символической форме для тех, кто должен прийти позже. Но в нашем веке люди, как правило, не пользуются теми методами образования, что применялись древними мудрецами; поэтому сегодня эти символы не получают надлежащего объяснения или становятся объектом насмешек и презрения, или же их просто упраздняют.

...Язык символов, наука о звездах, линии, начертанные жизненным опытом на лбу и на руке, все это суть опознавательные знаки, точки соприкосновения, которые при правильном их понимании указывают прошлые, настоящие и будущие события столь же верно, как восход солнца означает наступление нового дня.

Если все эти факты будут поняты и приняты, то станет возможным осознание величия, назначения и мощи Космического символизма, включающего астрологию и пророчества.

("Учение Храма", Зоны цвета, Наставление 50)


Природа — это универсальный символ, ибо под каждою внешнею формой окружающего нас мира скрыта ее сущность, ее внутреннее содержание. Феномен является символом нумена. Раскрытию нуменов или символизма природы и посвящается, в конечном итоге, вся деятельность человека.

Одним из самых сложных символов природы является сам человек. Много веков бьется человечество над раскрытием этой проблемы. Сфинкс — это тоже символ человека, но в более упрощенной форме, чем сам человек. Прошлое и будущее человека воплощено в нем, вся эволюция заключенной в нем сущности. Животное, человек и богочеловек, имеющий крылья, прошлое, настоящее, будущее. ...Самым великим символом Космоса является человек.

("Грани Агни-Йоги", т.3)

Каждое слово есть символ, каждое его начертание - символ. Вся химия построена на символах основной таблицы элементов. Окружены символизмом со всех сторон и видим не вещи в себе, но лишь символы их. А разве даже улыбка человека не есть символ или выражение тех чувств, которые скрыты за нею? Разве каждый чертеж не символ? Так окружен символами человек, и сам он является символом или внешнею формою того глубочайшего содержания, которое в нем заключено.

Идея, пока она не выражена в символах, передающих ее содержание, недоступна обычному человеку. Символы слов в книгах великих писателей передают картины жизни людей настолько ярко, красочно и реально, что целые картины ее проходят перед третьим глазом читателя. Смотрите начертания слов, краску, бумагу и буквы, а видите нечто совершенно внеплотное, в них заключенное именно благодаря их символизму. От символики никуда не уйти, надо лишь непрестанно учиться, как под внешнею формой ее уметь видеть возможно полнее и глубже передаваемое этими символами содержание.

("Грани Агни-Йоги", т.2)