ВООБРАЖЕНИЕ - это могущественная помощь во всяком событии в нашей жизни. Воображение действует на веру, и обе они являются чертежниками, которые приготовляют наброски для воли, чтобы запечатлеть их, более или менее глубоко, на скалах трудностей и препятствий, которыми усыпан жизненный путь. Парацельс говорит: "вера должна поддерживать воображение, ибо вера создает волю... Решительная воля - это начало всех магических действий... И потому, что человек недостаточно совершенно представляет результат и слабо верит в него, это искусство (магия) является ненадежным, в то время как оно могло бы быть абсолютно надежным". В этом весь секрет.

Половина, если не две трети наших недомоганий и болезней, являются плодом нашего воображения и страхов. Разрушьте последние и придайте иное направление первому - и природа доделает остальное. Нет ничего греховного или вредного в методах per se (самих по себе). Они обращаются во вред только тогда, когда вера в свою силу становится у знахаря чересчур высокомерной и ярко выраженной, и когда он думает, что может изгнать такие болезни, которые требуют, если они не смертельны, немедленной помощи профессионального хирурга или терапевта.

(Е.П.Блаватская "Заметки непопулярного философа")


"Если от представления воображаемого лимона, сок которого капает в рот, во рту делается кисло и начинает выделяться слюна, то точно так же вызывают соответствующие реакции в организме человека и многие другие представления или образы. В этом власть мысли над сознанием и телом, но мысль управляется волей, и при контроле над мыслью человек делается владыкою своей мощи."

(Грани Агни Йоги, т. 5)


"Способности воображения уделяется мало внимания. Ее не развивают, не культивируют, не воспитывают. Между тем как мысль, лишенная воображения, лишена жизни и творчества. По произведениям великих писателей и художников можно судить о том, какой силой является творческое воображение. Без представления или воображения того, что человек хочет сделать, не может он совершить ни одного движения, разве что бессознательно. Поэтому сфера воображения гораздо шире и значительнее, чем это обычно думают. Можно сказать, что воображение руководит всеми действиями человека. Даже чтобы в магазин пойти и купить хлеба, необходимо это сперва представить себе в своем воображении и уже потом поступать согласно тому, что было представлено. Каждый конструктор знает, что без воображения он не в состоянии ничего сконструировать. Мысль и воображение двигают жизнь. Все, что сделано руками человека, создано сперва в его воображении мыслью."

будущее человека тоже творится его воображением, творится мыслью и ее образами, которые создаются воображением. И в Мире Надземном они, созданные человеком при жизни земной, окружают его со всех сторон, увлекая его за собой в слои, соответствующие им по своей природе, характеру и светоносности. Так, воображение играет в жизни человека первенствующую роль. И благо тому, чье воображение чисто и незапятнанно."

"Если дать волю воображению - в устремлении его к Свету, то можно увидеть те границы, дальше которых оно не может двинуться. Казалось бы, оно не ограничено ничем, но все же мысль ставит пределы даже воображению. Поэтому положение, говорящее о том, что "ведет мысль", следует усвоить возможно полнее. Полет мысли поэта, писателя, художника и философа много шире полета мысли обывателя. Но мысль может расти и развиваться, и воображение может воспитываться. Сказки, легенды, героические деяния героев всех веков и народов дают много пищи для развития воображения. Сокровища мировой литературы тоже дают богатую пищу для мысли. И все же и мысли и воображению уделяется так мало внимания, и еще меньше - сердцу, которое зажигает и мысль и воображение. Но никому не возбраняется заниматься и тем и другим, не дожидаясь, когда все дойдут до понимания этих двигателей человеческого прогресса. На сегодня отметим три слова: мысль, воображение, сердце."

(Грани Агни Йоги, т. 6)


"О развитии воображения следует думать. И лучшей школой для его воспитания будет искусство. Эта сторона значения искусства разработана мало. Искусство питает воображение и дает ему возможность расти. Значение искусства в этом направлении неизмеримо."

"Можно мечтать, и пусть мечты будут отдушиной от тягости плотных условий. Но пусть эта мечта не будет пустым, бесполезным мечтанием, ничего не дающим и, быть может, толкающим вспять. Нет, пусть мечта будет творчески устремляющей. Пусть ведет она в будущее, пусть формует она желаемые качества духа, пусть она создает каналы в пространстве для будущих достижений, и пусть она мощно творит великое, светлое завтра. Учитесь мечтать творчески. Способность мечтать и мечтой заменять скудность физических условий тем хороша, что показывает на достигнутую уже ступень творческого воображения. Надо лишь направить его в должное русло, чтобы драгоценная энергия мысли не тратилась напрасно на мысленные образования, которые не имеют и не могут иметь практического применения ни теперь, ни в будущем. Манилов тоже мечтал, но эти никому не нужные, беспочвенные, нереальные, пустые мечтания не имеют ничего общего с творящей мечтою воображения, созидающего будущие формы жизни как своей индивидуальной, так и планетной. Мечтою творили все поэты, художники, композиторы, ученые, изобретатели. Жизнь планеты и человечества движима вперед творящей мечтой. И если рычаг обычных мечтаний повернуть на строительство жизни своей и окружающих, то этим путем можно начать строительство Нового Мира в любых условиях земного существования."

(Грани Агни Йоги, т. 4)

"Воображение называется творческим потому, что оно имеет способность и власть претворять творческую мечту в жизнь и в этом процессе как бы перекидывать мост из настоящего в будущее. Только бедность и невоспитанность воображения шепчет о невозможности, в то время как сущее говорит: возможно все. Конечно, все возможности лежат в пределах законов материи. Но что же такое материя? Ограничить материю известной науке шкалой элементов Менделеевской таблицы, хотя бы расширенной и дополненной, значит признать, что материя, все ее виды и свойства изучены до конца. Но этого нет. Человечество так же далеко от постижения всех ее свойств в настоящее время, как и в самом начале ее изучения, ибо беспредельность во всем, а также в проявлении и комбинациях всех известных и еще не открытых наукой видов материи. Надо лишь только понять, что отрицания и сомнения недопустимы там, где начинается истинное понимание материализма. Все существующее материально. Свет материален, звук материален, запах материален. Материальна мысль, и материальна та субстанция, из которой поэт творит свои образы. Все, что материально, может быть видимо или слышимо и фиксируемо либо аппаратами, либо внешними или тонкими чувствами человека. Невидимость совсем не означает того, что явления не существует. Невидимы линии магнитных течений, однако простой компас их обнаруживает. Так, многое невидимое и отрицаемое ныне будет утверждено либо с помощью новой аппаратуры, либо с помощью развивающихся новых чувств человека. Многое придется современной наукой признать и тем раздвинуть еще шире пределы материального мира."

(Грани Агни Йоги, т. 6)


"Воздействуя на обстоятельства в желаемом направлении, обязательно устремляйте мысль в будущее, ибо осознанное настоящее является уже прошедшим, в котором изменить ничего нельзя. В этом одно из основных отличий прошедшего и настоящего от будущего. Учитель Устремляет вас в будущее именно потому, что оно творится мыслью. Цепь причин и следствий идет своей чередой. Но творческое воображение может создать ряд новых причин, совершенно отличных от прежних, и проектировать их в будущее для манифестаций. Цель действий курильщика - в продолжающемся курении. Но воля и воображение создают цепь новых причин, исключающих курение в будущем, и, если воля достаточно сильна, привычка курить побеждается полностью. И в особенно удачных случаях нет даже и позывов к курению, если приказ воли достаточно силен."

(Грани Агни Йоги, т. 10)


"Конечная цель эволюции человеческого духа ясно и четко определена словами Спасителя: "Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть". Это и есть вершина достижений. Высшее люди наделяют высочайшими качествами и атрибутами, которые можно охватить одним словом - всемогущество. ...Те, кто полагает, что эти качества недостижимы, и считает заветы Христа неприложимыми к жизни, совершенно правы, если сомневающиеся в этом считают, что человек на Земле живет только раз, только одну жизнь. Совершенно верно, что в течение одной жизни всемогущества не достичь. Но... дух, воплощающийся в тело, - вечен, и на Земле воплощается он снова и снова, до тех пор, пока не достигнет степени совершенства положенного или возможного на Земле, чтобы затем продолжить свою эволюцию на более высокой планете. А потому на бесконечной лестнице жизни все достижимо, и очень многое достижимо еще на Земле. Тот, кто знает направление эволюции духа, выраженное в вышеприведенной формуле Спасителя, и знает, что все достижимо в зонах времен, берет эволюцию свою в руки и устремленно идет по намеченному Владыками Света пути. Недостижимое и невозможное достигается так: форма или образ яркий и четкий недостижимого качества запечатлевается в воображении до рисунка в мозгу. Этот образ внедряется в сознание и врастает в него, как камень, вточенный горной водою в расселину. Человек рисует себя уже обладающим этим качеством, уже утвердившим его в какомто отдаленном будущем, каким бы далеким ни было оно. Он знает, что самая высокая ступень достижения в потоке бесконечного времени достигнута будет, что в вечности времени все достижимо. Все чаще и чаще, все упорнее и настойчивее возвращается он к желаемым качествам духа и их утверждает все прочнее и крепче в сознании, рисуя себя уже обладателем их. Нельзя до цели дойти, не зная ее, нельзя перейти через реку, ее не достигнув. Этот яркий и четкий образ далекого будущего, прочно внедренный в микрокосме устремленного духа, будучи создан в сознании и утвержден в памяти, из будущего переходит в прошедшее и становится двигателем, дающим направление эволюции духа уже в настоящем, в текущей жизни его. Таким образом, недостижимое и невозможное становятся реальными двигателями жизни, устремляя человека к вершинам высочайших достижений. Тот факт, что что-то недостижимо в данный момент, не имеет никакого значения, ибо не в настоящем, но в будущем сосредоточено для человека и человечества все, и будущее, только будущее, есть поле для всех достижений. И когда Мы Говорим, что все возможно сейчас, тем Указуем на путь приведения в движение действия Великого Закона. Знающий знает, что все достижимо, и знает огненный путь к достижению ныне того, что кажется недостижимым. Путь Указуем и рычаг действия в руки Даем. И тайну утверждения будущего в настоящем для всех Раскрываем. Верознание движет горами. Надо лишь верить и знать, что сейчас все возможно."

(Грани Агни Йоги, т. 1)


"В будущем все: в будущем встречи, в будущем осуществление самых дерзновенных стремлений, в будущем полнота слияния с сознанием Того, Кто Ведет. Но будущее утверждается настоящим. Проекция будущего создается мыслями настоящего. Мыслью творится будущее. Только подумать, что мыслью можно творить все, на что способно воображение, и нет ничего, что могло бы извне ограничить силу и размах творческого воображения."

"Сила творческого воображения заключается в том, что все существо человека, как бы сливаясь с его созданиями, стремится воплотить их в себе и выразить их собою. Каждый человек - творец своей кармы. А карма творится воображением, то есть мыслью. Именно воображение расцвечивает мысли всеми цветами радуги и часто вопреки действительности. Необузданное воображение может натворить много бед. На самые низкие поступки человека толкает оно. Когда Говорим об очищении сознания, Имеем в виду и очищение воображения. А оно творится чистою мыслью."

(Грани Агни Йоги, т. 4)


"Многое в жизни людей совершается под знаком. К чему нагнетать события со всей их сложностью и последствиями, когда можно достигнуть тех же результатов под их знаком? Так можно взять инициативу в свои руки и мысленно пройти через те или иные явления и испытания, переживая их как бы в действительности. Жизнь не скупится на испытания, щедро их нагнетая. Но руководство возможно взять на себя самого, видя, где слабые и неукрепленные места в панцире духа. И мысленно проводя себя через испытания и условия, которые могут их укрепить, пройти их победно. Это и будет прохождением испытаний под знаком.

В древности испытуемого погружали в сон и заставляли переживать всю тропу следствий, в то время как в действительности ничего не было. Результат был такой, как будто явление было пережито в жизни. Потому имеют значение не самые события, а реакция на них, даже если они происходят в воображении человека. Актер, репетируя свою роль, готовит себя к тому, чтобы хорошо провести ее на сцене. Точно так же можно подготовлять себя к должному исполнению любой роли и на жизненной сцене. И если надвигается какое-либо испытание, можно логически завершить его и пройти через него в сознании, даже усилив его и углубив, и таким образом пройти под его знаком и тем избежать его в действительности, если под знаком оно пройдено правильно и выдержано с успехом. Не само воображаемое событие, но реакция на него должна быть правильной, и тогда может миновать испытуемого чаша сия в жизни. Опасность здесь только в том, чтобы воображаемое качество не заменило настоящего. Для этого надо, чтобы явление под знаком имело форму весьма близкую к жизни и реакция на него заменила бы действительное событие. Многие обычные люди, проходя события под знаком, реагируют на них так сильно, что даже теряют равновесие. Большинство переживаний происходит от воображаемых явлений и страха перед ними. И вот для того, чтобы уничтожить страх в какой бы то ни было форме, надо через все эти страхи провести себя мысленно, чтобы увидеть, что нет ничего, чего бы следовало бояться, ибо страшен страх, но не явление, его вызвавшее. Страшна реакция страха, происходящая в сознании, но не то, что ее вызывает. И эти призраки, заставляющие трепетать сердце, уничтожаются сознательно волей, ибо не призрак сам страшен, но отношение человека к нему. Так снова приходим к выводу, что путь лежит в самом человеке и через него, ибо психические процессы, идущие внутри человека, и являют то, что называется путем, ибо сам человек и есть этот путь. Еще Владыка сказал: Аз есмь путь, истина и жизнь. Ему следуя и Ему уподобляясь и подражая, можно путь Света найти, в жизнь духа ведущий."

(Грани Агни Йоги, т. 2)


"Говоря о детях, Е.И. (Рерих) сказала, как важно, чтобы дети учились визуализации. Она говорила, что и мы, взрослые, должны учиться внимательно присматриваться к вещам, например кораллам на шее, а потом очень отчетливо представлять их себе. Даже до оттенков цвета на них, а потом воображать их с деталями. Затем учить детей, гуляя и смотря на вещи, уметь их потом описать, до оттенка света солнца на лепестках. Давать им составлять целую мозаику из листьев, камней, которые так легко подходят для этого по форме и цветам. Ставить ребенка перед белой стеной и дать его воображению создать образы и формы на этой стене. В музыке то же самое — слушать тона, краски их, различать цвета в природе."

"... затем беседовали о концентрации. Е.И. (Рерих) говорит, что концентрацию надо развивать так: направить мысль на известное представление и не допускать других мыслей. Например, она себе представила, как ее серебряная нить провода летит к Учителю через горы, ущелья, как она искрится голубым светом, затем после долин опять поднимается кверху, в башню М.М. Представляет М.М. в кресле, как Он одет, как принимает эту нить провода. Вот такой процесс — ясного представления. Вот почему надо развивать наблюдательность с детского возраста, давать долго наблюдать цветы, листья, затем спрашивать их описание со всеми деталями. И так с всевозможными предметами, наблюдать краски природы, подмечать цвета и уметь описывать. Затем перейти к развитию воображения, как ребенок представит себе дерево, животное, сад, как бы он хотел иметь сад, цветы, деревья, дорожки, настаивать на деталях, ибо это развивает воображение. Взрослому полезно, читая, например, «Тайную Доктрину», изучая одно место, отставить книгу в сторону и в мыслях точно и ясно пройти это место, не впуская посторонние мысли. Это есть лучший метод концентрации. Ибо святой или подвижник, уходящий для созерцания и процессов медитации в отдаленные места, может достигнуть и высоких планов и подняться туда, но, если его заставить спуститься с высот к людям, в другие условия, он окажется во многом хуже заурядных людей.

Итак, наблюдательность, добросовестность (так объясняя концентрацию простым людям) и, наконец, достижение концентрации."

"...Н.К. (Рерих) замечательно говорил о кресте, что это символ желания и воображения, и где они соединяются наперекрест, там-то и зарождается атом."

(Дневник З.Г.Фоздик, 7.IX.1928)


"Человеческий организм есть лаборатория для всех ощущений, которые с помощью воли может создавать воображение. Чувство спокойствия можно усилить или вызвать по приказу воли, и это не так уж трудно. Можно вызвать и радость, и прочие чувства, как хорошие, так и плохие. При этом следует обратить внимание на то, что происходит кооперирование с пространством и с теми его слоями или сферами, которые насыщены созвучными вызываемому чувству вибрациями. Можно сознательно вызывать из пространства ощущение радости, и притом без всякого отношения этого чувства к плотным условиям момента. Причин для радости в мире плотном может не быть никаких, и все же творческое воображение человека будет в состоянии ее утвердить и объединить сознание с теми сферами, где звучит пространственная радость. Есть сферы, или слои, очень тяжких переживаний. Многие связываются с ними. А есть и очень высокие. Немногие сознательно устремляются к ним. Но нужно сперва заставить себя зазвучать на желаемой волне утверждаемого волею чувства, чтобы затем войти в соприкосновение именно со сферою, созвучной с вызываемым чувством. Право, стоит поупражняться на этом, чтобы понять, как много зависит от воли человека. Рефлекторность и рефлекторные чувства автоматически подчиняются тем или иным воздействиям, не пытаясь даже нейтрализовать их или бороться с ними. Но в лаборатории чувств человеческих хозяин ее, распорядитель и владыка - сам человек, и воля его может творить чувствование по его желанию. Опыты в этом направлении очень интересны, и хотя бы некоторый успех уже показывает, какие возможности открываются перед человеком. Перед гостем не принято показывать свое дурное настроение или недовольство, и хорошая хозяйка никогда не позволит себе это делать, даже не зная о творческой мощи воли, но применяя ее бессознательно. В этом направлении область творческого приложения воли очень широка. И, как всегда и во всем, нужно начинать с малого, чтобы, им овладев, перейти уже к большему."

(Грани Агни Йоги, т. 2)


"Преодоление себя и победа над собою достигаются мыслью. Если желаемое качество не хватает сил утвердить в данный момент, то думать о нем сил всегда хватит. Упорная и настойчивая мысль о желаемом достижении будет расти и укрепляться в сознании, и, когда накопит она достаточно сил, желаемое качество окажется утвержденным уже без особых усилий. Лишь бы стремление в сердце горело желаемого достичь. Можно представлять себя уже обладающим данным качеством и проявляющим его в жизни. И войдет оно в жизнь и станет реальным и прочным. Самовнушением можно усилить процесс. Можно внести в него ритм и каждодневно ему уделять нужное время. Оставаясь прежним, не войти в область Света. Светлое одеяние духа необходимо приобрести: оно создается сиянием огней утверждаемых качеств. В своем воображении в будущем можно видеть себя обладателем любого качества. Эта мыслеформа при достаточном уплотнении обязательно воплотится в действие и проявит себя в жизни. Прямая борьба с недостатками или слабостями духа, подобно недуманию о белом медведе, требует много ненужного напряжения, но обходная тропа приведет к той же цели по линии наименьшего сопротивления."

(Грани Агни Йоги, т. 2)



"Через овладение собою и через власть над собой приходит человек к власти над тем, над чем хочет он ее утвердить. Начинать и продолжать это утверждение можно во всяких условиях, ибо это процесс внутренний, который может идти независимо от того, что происходит вовне. Обычно человек - раб своих настроений. Настроения меняются самотеком, который имеет явно выраженный рефлекторный характер. Человек просто подчиняется воздействиям или со стороны людей, или пространства, или своих собственных рефлексов. Но в это течение может вмешаться его воля. Можно, отложив в сторону любое настроение, создать свое собственное, прямо противоположное данному, независимое от него и построенное творческим воображением и волей. Мир, который выше обычного разумения, извне не придет. Он придет изнутри, из глубин духа. Но его надо призвать, его надо оформить в сознании силой воображения, и притом не считаясь ни с настроениями окружающих, ни с чем бы то ни было идущим со стороны. Сумасшедшие могут жить своими собственными настроениями и эмоциями, вне зависимости от окружающего. Неужели здоровый, нормальный человек, призвав свою волю и желание, не может оградиться от отрицательных или темных воздействий. Внутренний мир человека - его царство. В нем может он распоряжаться свободно, если поймет, что высшая власть в этом царстве принадлежит нераздельно ему. Хочет призвать мир - утвердит мир, хочет спокойствия - утвердит спокойствие, хочет радости - утвердит радость. В рефлекторное течение своих настроений он вносит волевую струю, направляя их усилием воли. Быть флюгером для чужих ветров не приличествует победителю."

(Грани Агни Йоги, т. 2)


"Ненависть может быть трансмутирована в любовь, равно как и все прочие отрицательные качества - в свою противоположность. Поэтому не следует смущаться наличием ненужных свойств, зная, что трансмутация их достижима. Противоположный полюс изживаемого свойства нетрудно представить в своем воображении во всей его мощи и красоте. И если идеальна форма его, готова и зафиксирована в сознании прочно, то и процесс, можно сказать, что начался. В своих мыслях и воображении можно рисовать себя обладающим этим желаемым качеством и утверждающим его в действии. Именно в мыслях формируются действия человеческие, и если мысли эти достаточно сильны и постоянны, то и действия, созвучные им, не замедлят. Низкие поступки вызываются низкими мыслями, грязные - грязными и светлые - светлыми. Кузница энергии действий порождается мыслью. Так, трансмутация действий мыслью творится и мыслью доводится до конца."

(Грани Агни Йоги, т. 4)


"Понимание сердцем явлений избавляет и от неожиданностей, и от осуждения. Главное, не создавать людей по своей фантазии и воображению, а принимать их такими, каковы они есть, не ожидая и не требуя от них ничего, тогда и не будет разочарования. Нехорошо дурно думать о людях, нехорошо и "умиляться масками". Золотую середину нужно сохранить и здесь."

(Грани Агни Йоги, т. 10)


"Писатель-художник создает образ, на сцене артист изображает его, воплощаясь в созданный тип. Хороший актер перевоплощается настолько удачно, что сливается с ним, совершенно утрачивая свою личность. Но жизнь - это сцена, а сутратма - актер. Он изображает те роли, которые предлагаются ему жизнью. И должен играть хорошо или худо, хочет этого он или не хочет. Но зачем же быть безвольной игрушкой судьбы, когда можно создать для себя желаемый образ, как делает это писатель, и, воплотившись в него, провести свою роль до конца на жизненной сцене. Ведь образ своего идеала можно создать сильный и яркий, и можно, войдя в него, сыграть его так, что обычная личность исчезнет совсем, отойдя на задворки. Ведь можно героем пройти через жизнь, воплотив красоту в каждом слове, движении, жесте. Надо лишь образ избрать, духу созвучный, им заменить свое внешнее "я" со всеми его недостатками, несовершенствами и обычностью. Человек должен стать совершенным, и каждый мечтает, каким бы хотел он со временем быть. Зачем же лишь только мечтать, когда образ себя, созданный яркой и четкой мечтою, может быть в жизнь воплощен, как воплощается часто на сцене хороший, способный актер в людей, созданных творческим воображением драматурга. Но в жизни творит сам человек для себя. С созданным образом может он слиться настолько глубоко и тесно, что созданный облик заменит ему его прежнее "я", его личность земную. Этот новый свой облик актер, актер не на сцене, но в жизни, наделит всеми качествами духа, которые созвучны ему и которые хочет в себе утвердить, и этими качествами заменить недостатки. Можно играть роль сильного, владеющего своими чувствами человека столь долго, естественно и упорно, что качества эти войдут в существо человека и станут частью его, станут качествами и свойствами его личности. Если качества духа хромают или их недостает, их можно создать, наделить ими созданный образ и, в него воплотившись, их в себе утвердить. Сутратма - актер. Зачем же быть слабым, безвольным и жалким, когда можно желаемый образ создать всему вопреки, самой очевидности ярой, и роль провести до конца, ни в чем никогда, ни на шаг не отступив от своего идеала. Это трудно вначале. Но ведь на сцене даже обычный актер как-то играет, и часто не плохо. Так неужели же в жизни во имя спасения себя не сможет сыграть человек свою роль до конца, героем пройдя через жизнь. Не лицемерие, не обман, но воплощение в созданный образ своего Идеала и верность ему до конца. Имеем примеры великих людей, героев, подвижников духа, примеры сдержанности, выдержки, смелости, самообладания. Неужели нельзя их собрать по велению сердца и в себе воплотить, в герое своем, которым становится сам творец и создатель его. В сокровищнице человеческих достижений и нахождений можно найти по себе, можно с любовью заботливо выбрать то, что звучит, что влечет, что хочется страстно в себе утвердить, на что не хватает так часто ни сил, ни умения. Учитель возможность дает способом наилегчайшим в себе утвердить желанные качества духа. Ведь это так просто. И так осуществимо. Паяц будет стремиться себя уявлять и быть марионеткою внешних воздействий, но артист не паяц, а жизнь не балаган. Так, поняв назначение жизни и зная, что сутратма - актер, а жизнь - это сцена, можно полезно прожить эту жизнь на земле, и роль, утвержденную духом, блестяще вести до конца."

(Грани Агни Йоги, т. 1)


"Освобождение сознания от привязанности к определенному месту и положению, занимаемому телом, достигается путем упорной тренировки. Когда едете, скажем, в поезде или трамвае или авто, то всегда представляете себя в определенном месте, через которое проезжаете. Но можно, закрыв глаза, с равным успехом представить себя едущим в направлении, совершенно противоположном, или в начале пути, или в конце его, или в другом городе, или за тысячи километров. Все эти представления очень относительны и преодолеваются волей и воображением. Слишком уж приковано сознание, а вместе с ним и мысль, к телу и положению, которое оно занимает. Но свободен дух. Нет для него ни верха, ни низа, ни здесь, ни там все здесь и ныне, где дух и где его мысль. Тем же путем производится отрыв от настоящего момента времени и перенесение сознания в прошлое или будущее. Люди и так часто погружаются в прошлое, но без сознательного отрыва от настоящего момента. Психотехника требует тренировки и опыта, что достигается лишь во времени. Трудно оторваться от ощущений тела, но и это возможно. Надо понять ощущения духа, для которого нет верха и низа, впереди или позади, здесь или там. Если, лежа в постели или сидя на стуле, научитесь ощущать себя за окном, то будете в состоянии ощущать себя где угодно в любом уголке земного шара и даже за пределами его. Я дух свободный от тела и всех его ощущений пространства и места говорит себе ученик, утверждающий меры духа. Для начала ощущение тела можно переносить с собой через пространство, ибо ощущения тонкого тела очень близки физическим. Человек ощущает себя все же в теле, но только тело это уже иное, не связанное тягостью плоти."

(Грани Агни Йоги, т. 3)


"При упражнениях на музыкальных инструментах, пишущей машинке и везде, где требуется усвоить известный навык, очень полезно упражняться мысленно или психически, в воображении делая все то, что делается и надо делать обычно. Это очень ускоряет процесс усвоения, позволяя и тонкому телу овладеть требуемым процессом. Даже физические упражнения можно проделывать прежде психически. Представление пишущей на машинке руки можно довести до большой степени реальности, что будет почти равносильно обычному упражнению. Можно поставить перед собою ноты и мысленно проиграть на рояле нужную вещь или проиграть ее, при усвоении, наизусть уже без нот. Принцип можно расширить и распространить на слова, жесты и поведение. Действует тонкое тело и пролагает канал действия для тела физического."

"Относительность принята в математике, но не принята в жизни, хотя в проявленном мире относительно все. Когда слишком уж тяжко, можно применить меру относительности, представив себе положение еще более тяжелое. И тогда слишком тяжелое умерится более тяжелым. Если холодно в доме и согреться нельзя и это причиняет страдание, то можно представить себе, каково замерзающему в буране. Так, усилив в своем воображении то, что причиняет страдание, во много раз и зная, что люди выдерживали даже и это и не теряли себя, можно умерить остроту проживаемого момента."

(Грани Агни Йоги, т. 3)


"Надо освоиться с явлением подвижности духа. Способность представлять себя в любом месте и полеты в воображении служат преддверием реальных полетов. Дорогу прокладывает мысль. Облетать мир мыслью - значит действительно мыслью касаться того, к чему она устремлена. Касание мыслью уже не фантазия и не воображение, но явление Тонкого Мира, имеющее под собою вполне реальное обоснование. Мысль есть явление высшего порядка, не подчиненное законам трех измерений и не ограниченное рамками плотных условий. Любую мысль можно обострить до предела и тем усилить ее действие. Конечно, нужна сосредоточенность и перенесение бытия в мысль. В мире мысли, где все столь же реально, как и в мире плотном, предметы и вещества, их составляющие, построены из материи мысли. Там нет иной реальности, кроме мыслей, и потому мысль составляет там все. Но царство мысли - это основание плотного мира и всего, что в нем есть. Отсюда значимость мысли для всех планов существования. И перенесение бытия в мысль означает углубление явления жизни сознания. Сознание, заключенное в теле, живет мыслью, но опирается на плотное, в то время как истинная родина духа есть сферы огненной мысли. Человек - существо мыслящее, и вся активность его создания протекает в тесной связи с мышлением. Печать мысли накладывает он на все, что видит, слышит и ощущает. Но делает он это автоматически и бессознательно. Царь мысли идет у нее на поводу, и не он мыслью владеет и ей управляет, но мысль - его властелин и победитель. А должно быть наоборот."

(Грани Агни Йоги, т. 1)


"Каждый человек сознательно или бессознательно предпосылает мысль каждому своему движению, действию или поступку. Причин явного и быстрого неосуществления мыслей много. Во-первых, им могут противодействовать такие же мысли окружающих, которые по своему потенциалу оказываются сильнее, во-вторых, порожденная мысль может оказаться слабой, в-третьих, сам породитель мысли своей неуверенностью и колебаниями может совершенно ослабить ее и лишить всякой силы. Если даже хорошего стрелка лишить уверенности, точности и четкости движений, то его действия обычных результатов не дадут, точно так же и с мыслью. Оружие мысли требует опытной руки, умения и непоколебимой уверенности в его силе. Сознательно силою мысли пользуются очень немногие. Но зато используют ее яро колдуны всех степеней. Темные ныне яро прибегают к этому невидимому и неслышимому оружию, подражая служителям Света. Много мысленных воздействий идет из Тонкого Мира. При некоторой внимательности и настороженности их обнаружить нетрудно. Но особенно сильна в своих воздействиях пространственная мысль. Мысленный мир, окружающий планету, возможно начать осознавать, если подумать о мысленном мире каждого человека, который окутывает его, как бабочку - кокон. Мысленный мир планеты в значительной мере является результатом коллективного мысленного творчества всего человечества. Надо же, наконец, понять, что если человек подумал о чем-то и создал в своем воображении соответствующий образ, то эта форма уже существует где-то. Миллиарды создаваемых людьми образов насыщают ауру планеты и соответствующие им планы. Мысли эти в пространстве живут и действуют яро на живых и умерших, часто нейтрализуя слабые попытки индивидуального мышления и подчиняя себе даже коллективную мысль. При начале новой эпохи много пришлось Нам разрушить, чтобы люди могли создавать вновь уже не по проторенным дорогам, но творить новую жизнь в ее новых формах. Мир старый тянет человечество вспять, в прошлое, в сферы мыслей изжитых, но Мы Призываем в Мир Новый и новые формы Даем и наново Строим на путях неисхоженных силой мыслей, рождаемых вновь."

(Грани Агни Йоги, т. 2)


"Себя соблюдешь - до цели дойдешь. Распущенность, слабоволие, попустительство, разнузданность, несдержанность - враги продвижения. Форма выражения себя, созданная воображением и утвержденная волей, будет теми рамками духа, в которых проявляется активность его в жизни текущего дня. Один день можно провести в созвучии с волей Владыки. Зачем давать себе трудные задания? Именно в сумерках обычного дня соблюдается установленная воображением форма. Не слишком ли много говорил? Не терял ли равновесия по пустякам? Не раздражался ли, подчиняясь своеволию астрала? Не совершал ли действий, движений и поступков помимо контроля воли? И был ли контроль постоянным и постоянным дозор? В сумерках духа на действия малые гаснут огни. В огнях духа запись утром ведется, и если вечером при перечитывании тускнеет она и теряет утренние краски, то не потому ли, что день проведен без соблюдения в форме, без удержания себя на уровне должном. Ослабить узду духа нельзя ни на миг. Астрал своевольный тотчас же возьмет ее в руки, и уже он, неуемный и ярый, будет понукать сознанием и владеть чувствами. И не надо совершать никаких героических поступков, нужно лишь только держать на узде свои чувства и мысли под постоянным контролем."

(Грани Агни Йоги, т. 2)


"Мы Устремляем сознание в будущее, потому что в прошлом изменить уже ничего нельзя, но в будущем можно. Творческая мощь человеческого воображения позволяет создавать цепь новых причин вне зависимости от старых - как бы переход на новую колею, или новую тропу, жизни. Привычка заставляет человека безвольно катиться по проторенной дорожке, следуя за определенной цепью причинности. Но будущее замечательно тем, что именно в нем сознание может творить новые формы жизни, ибо будущее пластично в руках человека. Потому Мы Зовем в будущее."

(Грани Агни Йоги, т. 11)