ЯМВЛИХ. Выдающийся теург,
мистик и писатель третьего-четвертого веков, неоплатоник
и философ, родившийся в Халке в Кэле-Сирии. Правдивых биографий
его никогда не существовало в следствии ненависти христиан;
но то, что было собрано о его жизни в отдельных фрагментах из
сочинений непредубежденных языческих и независимых писателей,
показывает, каким возвышенным и святым был его нравственный
облик и сколь велики были его познания. Его можно назвать основателем
теургической магии среди неоплатоников и возродителем практических
мистерий вне храма или святилища.
Сперва его школа отличалась от школ Плотина
и Порфирия, которые резко выступали
против церемониальной магии и практической теургии, как опасных,
хотя позже он убедил Порфирия в ее целесообразности в некоторых
случаях, и оба - учитель и ученик - твердо верили в теургию
и магию, первая из которых в основе своей является высшим и
самым действенным способом общения со своим Высшим Эго посредством
астрального тела. Теургия есть благотворная
магия, и она становится черной, или темной и злой, лишь тогда,
когда ее употребляют для некромантии
или в эгоистических целях; но такую черную магию никогда
не практиковал ни один теург или философ, имя которого
доходило до нас незапятнанным каким-либо злым деянием. Порфирий
(который стал наставником Ямблиха по Неоплатонической философии)
был столь убежден в этом, хотя сам и никогда не применял теургию,
однако он давал указания по овладению этой священной наукой.
Так, в одном из своих сочинений он говорит: "Каждый, кто
знаком с природою божественно лучезарных явлений, знает и то,
по какой причине необходимо воздерживаться от всех птиц (и животной
пищи), и особенно тому, кто стремится освободиться от земных
тревог и утвердиться с небесными богами". (См. Т.Тейлор,
"Select Works", с. 159.) Кроме того, тот же Порфирий
упоминает в своей "Жизни Плотина" о жреце из Египта,
который "по просьбе некоего друга Плотина
показал ему в храме Изиды в Риме личного даймона этого философа".
Другими словами, он произвел теургическое вызывание (см. "Теург"),
с помощью которого египетский Иерофант
или индийский Махатма древности мог
облечь астральный двойник - свой собственный или любой другой
личности - его Высшим Эго, или тем, что Бульвер Литтон называет
"Лучезарным Я", Авгоэйдом, и разговаривать с Ним.
Именно это Ямблих и многие другие, включая
средневековых розенкрейцеров, понимали под объединением
с Божеством.
Ямблих написал много книг, но лишь немногие
из его книг сохранились - среди них "Египетские Мистерии"
и трактат "О Демонах", в котором он очень резко возражает
против каких-либо сношений с ними. Он был биографом Пифагора
и глубоко сведущим в системе последнего, и был также знатоком
Халдейских Мистерий. Он учил, что Один, или вселенская Монада,
есть принцип всеобщего единства, а также и разнообразия, или
Однородности и Разнородности; что Дуада, или два ("Принципа"),
означает разум, или то, что мы называем Буддхи-Манасом; три
- Душу (низший Манас), и т.д. В его учениях много теософического,
и его труды о разных видах демонов (элементалов)
являются кладезем эзотерического
знания для изучающего. Велики были его аскетизм, чистота жизни
и праведность. Говорят, что однажды Ямблих
левитировал на десять локтей над землей, - что рассказывают
и о некоторых современных Йогах и даже о крупных медиумах.
(Е.П.Блаватская "Теософский словарь")
|