НИРВАНИ (Санскр.) Тот, кто достиг Нирваны
- освобожденная душа. Что Нирвана не означает ничего подобного
тому, что утверждают востоковеды, хорошо известно всякому ученому,
побывавшему в Китае, Индии и Японии. Это есть "избавление
от страдания", но только от материального, освобождение
от Клеша или Кама,
и полное уничтожение животных желаний.
Если нам скажут, что "Абхидхарма"
определяет Нирвану "как состояние абсолютного уничтожения",
мы согласимся, добавив к последнему слову пояснение - "всего,
связанного с материей или физическим миром", и это просто
потому, что последний (как и все в нем) есть иллюзия, майа.
В последний момент своей жизни Шакьямуни
Будда говорил, что "духовное тело бессмертно"...
Как поясняет м-р Эйтель, ученый синолог: "Популярные экзотерические
системы сходятся в определении Нирваны отрицательным образом
как состояния абсолютного выхода из круга переселений; как состояния
полной свободы от всех форм существования, и прежде всего свободы
от всех страстей и усилий; состояния безразличия ко всякой чувствительности"
- и, он мог бы добавить, - утраты всякого сострадания к миру
страданий. Именно поэтому Бодхисаттвы,
которые предпочитают одеяние Нирманакаи одеянию Дхармакаи, в
народной оценке стоят выше Нирвани. Но тот же ученый добавляет:
"Положительно (также эзотерически)
они определяют Нирвану как высшее
состояние духовного блаженства, как абсолютное бессмертие вследствие
поглощения души (вернее духа) в самое себя, но сохраняя индивидуальность,
так что, напр., Будды, после
вступления в Нирвану, могут вновь
появиться на земле" - т.е. в будущей Манвантаре.
(Е.П.Блаватская "Теософский словарь")
|