ШАМБАЛА,
Шамбхала. (комментарий дополняется)
"...Сыны Света, которые приняли на себя самоотверженное творчество на пользу всего Космоса и пришли на нашу планету с высших миров, как уже сказано, в конце Третьей Расы нашего Круга. С этого времени Они неустанно воплощались на пороге всех рас, всех великих событий, чтобы каждый раз дать новый сдвиг сознанию человечества. Истинно, жизни Их устланы жертвенными подвигами. Истинно, Они испили многие чаши яда. Так Они – Основатели Великого Братства на Священном Острове во времена Атлантиды, Они же Хранители Транс-Гималайской Твердыни в нашей Расе."
(07.12.1935 Рерих Е.И. Письма. т.2)
* * *
Из книги Ю.Н. Рериха "К изучению Калачакры"
Поиск дороги в Шамбхалу и духовное общение
с её владыкой было всегда предметом особого почитания
и рвения в среде тибетских аскетов и святых. Множество устных
преданий и легенд скопилось в течение столетий вокруг этой проблемы,
скрывая за собой ее истинное значение.
Первым упоминанием Шамбхалы у западных авторов
явилось, как мне думается, сообщение, сделанное двумя иезуитскими
миссионерами Стефеном Чачеллой и Джоном Кабралем
(Stephen Сасеllа, John Саbrаl), которые во время своего посещения
Бутана в поисках дороги в Катай (Саthау) узнали о существовании
страны Шамбхалы где-то на севере и в 1627 г.
решили отправиться в Тибет с целью выяснить путь в Шамбхалу.
К сожалению, все сведения об их экспедиции ограничены двумя
письмами, датированными соответственно 4 октября 1627 г. и 17
июня 1628 г. Последнее письмо отправил Отец Джон Кабраль, в
котором он рассказывает об их пребывании в Центральном Тибете.
По прибытии в Бутан их расспросы о пути в Катай имели мало
успеха. "Но существует какая-то страна, - отмечает Стефен
Чачелла, - очень известная здесь, которую называют Хеmbalа
(Шамбхала), которая граничит с другой, называемой Sopo
(SОG-РО), но король не мог дать никаких сведений о ее вероисповедании.
Я полагаю, что это Катай, поскольку страна эта очень большая,
а граничащая с ней страна есть ни что иное, как Таrtаr, что
соответствует тому, как Катай представлен на картах. То, что
название Катай здесь неведомо, еще ничего не доказывает, поскольку
ни Китай, ни Татарию, ни Тибет тут так не называют: Китай именуют
Guеnа (RGYА-NАG), Татарию - Sopo (SOGРО), а Тибет - Роtеntе"
(Wessels, ibid., р. 144).
Намеревшись проникнуть в Шамбхалу, Чачелла
отправился в путь из Дхарма-раджи (в Бутане). Ему удалось дойти
лишь до Шигадзе (Gigасi / Shigatse), и только в январе следующего
года к нему вновь присоединился Отец Кабраль. Оба они, должно
быть заметили, что Шамбхала и Катай не одна
и та же страна, потому как в своем кратком описании королевства
Uсаngue (U-ТSАNG) Отец Кабраль указал: "Шамбхала (Хеmbаlа),
по-моему, не Катай, а то, что на наших картах названо Великая
Татария" (Wessels, ibid., р. 155).
Впоследствии к проблеме тибетской хронологии обращался
Гиорги (Дьордь?) (Gеоrgy) в своем труде "Аlрhаbеtum Тibеtаnum"
(1762 г.), воспроизводя ее довольно неточно. Первую достоверную
информацию о тибетском шестидесятилетнем цикле дает Паллас (Раllas)
в своей замечательной книге "Samlungen histrischen Nachrichten
ueber Volkenschaftten" (St. Реtеrsburg, 1801). Вопрос о
шестидесятилетнем цикле и царстве Шамбхала
поднимали затем Шандор Чома де Кёрёши в своей "Тибетской
грамматике" (Grammar of the Tibetian Language. Calcutta,
1834), миссионеры-лазаристы Хюк и Габэ (Нuс, Gаbet) в "Travells
in Tartary, Tibet and China (1844 - 1846)". Routledge,
London, 1928, vol. II, р. 268 ff и Е. Schlaginweit в "Buddhism
in Tibet", 1863. ...
История первой проповеди доктрины
Калачакра Буддой Шакьямуни хорошо известна. Еще Чома
де Кёрёши приводит ее в своей "Тибетской грамматике"
на с. 192, и поэтому нет необходимости повторять ее здесь. Кхайдуб-чжэ
в своем комментарии ('GREL-СНЕN) приводит несколько версий первой
проповеди доктрины Калачакра Буддой. Конечно же, в их различиях
отразились разные традиции, бытовавшие в Индии и Тибете. Каждой
из них сцена первой проповеди Калачакры локализуется у великой
ступы Шри-Дханьякатака. Краткий комментарий ('GREL-CHEN, vol.
18), написанный Ачалагарбхой, свидетельствует о том, что учение
происходило из Шамбхалы, и что царь Сучандра
слушал ее у Шри-Дханьякатаки. Ньимабал-Ешей (NYI-МА-DPAL YЕ-SHES)
в своем комментарии ('GRЕL-СНЕN, vol. 18) утверждает, что Будда
проповедовал доктрину собранию, желавшему получить наставления
в различных тантрах. Согласно традициям, предлагаемым в своих
сочинениях Ра-лоцзавой и Бро-лоцзавой, Будда проповедовал учение
у Шри-Дханьякатаки в год своего ухода из жизни. Тем не менее
Кхайдуб-чжэ отзывается об этом утверждении как неверном и потому
не заслуживающем внимания ('GREL-СНЕN, vol. 18). Согласно ему
('GRЕL-СНЕN, vol. 19), верна та традиция, что повествует о первой
проповеди доктрины "Колеса Времени" Буддой близ ступы
Шри-Дханьякатака после Его Наивысшего Просветления. Сучандра
же, владыка Шамбхалы, чудодейственным образом
прибыл к месту проповеди в сопровождении царей девяноста шести
провинций Шамбхалы и множества бодхисаттв,
дэвов и асуров. Сучандре, по мнению Кхайдуб-чжэ, и принадлежит
авторство первой Калачакрамулатантры. Ему также приписывают
изложение сокращенного варианга Мулатантры и составление комментария
в 60000 шлок. Перед смертью Сучандра посвятил в таинство проповеди
доктрины Калачакра своего сына
LHA'I DВАNG-РНYUG, и с тех пор учение передавалось каждому последующему
владыке Шамбхалы."
|