ТЕОСОФИЯ (Греч.)
- Религия Мудрости или "Божественная Мудрость". Сущность
и основа всех мировых религий и философий, преподаваемая и практикуемая
немногими избранными с тех пор, как человек стал мыслящим существом.
В практическом применении Теософия есть чисто божественная этика;
определения, данные ей в словарях, просто бессмыслица, вздор,
основанный на религиозном суеверии и невежестве в отношении
истинного духа ранних розенкрейцеров и средневековых философов, называвших себя теософами.
(Е.П.Блаватская "Теософский словарь")
Спрашивающий: Теософия не является, как утверждают некоторые, недавно изобретенной системой?
Теософ:
Она стара, как Мир, в своем Учении и Этике, если не в названии, а также является самой широкой и всеобъемлющей системой
из всех.
Спрашивающий:
Почему же тогда Теософия практически неизвестна народам
Западного полушария? Почему она должна быть книгой за семью
печатями для рас, признанных самыми культурными и передовыми?
Теософ:
Мы знаем, что в древние времена существовали нации такие
же культурные и уж конечно духовно более "продвинутые", чем
мы. Но есть несколько причин этого добровольного незнания. Одну из них открыл Св. Павел просвещенным афинянам - отсутствие
в течение долгих веков настоящего духовного озарения, и даже
интереса, из-за слишком сильной их привязанности к предметам
здравого смысла и долгого рабства в плену мертвой буквы догматизма и обрядности. Но основная причина в том, что настоящая
Теософия всегда сохранялась в тайне.
Спрашивающий:
Вы привели доказательства, что такая секретность существовала, но какова настоящая причина этого?
Теософ:
Причины для этого следующие:
Во-первых, порочность натуры обычного человека, его эгоизм, всегда стремящийся к удовлетворению личных желаний в
ущерб соседям и окружающим. Таким людям никогда нельзя доверять божественные тайны.
Во-вторых, их неспособность сохранить священное и божественное знание от профанации. Именно последняя привела к извращению самых возвышенных истин и символов, и к постепенному
превращению духовной материи в антропоморфную, конкретную и
вульгарную образность - другими словами, к остановке развития
божественной идеи и к идолопоклонству.
(Е.П.Блаватская. Ключ к Теософии)
ТЕОСОФЫ Этим именем себя называли многие мистики
различных периодов истории. Неоплатоники Александрии были теософами; алхимики и каббалисты средневековья назывались так же; это относится и к мартинистам,
квиетистам и другим видам мистиков, либо действующих независимо,
либо объединенных в братство или общество. Все истинные
приверженцы божественной Мудрости и Истины имели и имеют больше
права на это имя, чем те, которые, присвоив себе это
название, живут и действуют вопреки принципам Теософии. Как
обрисовано Братом Кеннетом Р.Маккензи, теософы прошлых столетий
- "чистые теоретики, не основывавшие школ, все же оказали
безмолвное влияние на философию; и, без сомнения, когда наступит
время, многие идеи, предложенные, таким образом, бессловесно,
могут дать новые направления человеческой мысли. Один
из путей, по которым эти доктрины достигали не только авторитета,
но и силы, был через определенных ревнителей в высших степенях Масонства. Все же эта сила в значительной
степени угасла вместе с его основателями, и современное франкмасонство содержит мало следов теософического влияния. Какими
бы точными и прекрасными ни были некоторые мысли Сведенборга,
Пернетти, Пасквали, Сен Мартена, Маркони, Рагона и Шастанье,
они оказывают лишь слабое непосредственное воздействие на общество."
Это верно в отношении теософов предыдущих трех столетий, но
не современных. Ибо теософы нынешнего столетия уже оставили
зримый отпечаток на современной литературе, и возбудили среди
наиболее интеллигентных слоев человечества желание и рвение
к какой-либо философии вместо слепой догматической веры прошлого.
Такова разница между прошлой и современной Теософией.
(Е.П.Блаватская "Теософский
словарь")
(см. также "Религия Мудрости, Сокровенное Учение, Оккультизм")
|